Российские ритейлеры: ожидаемый, но не гарантированный рост продаж

Российские fashion-ритейлеры воспользовались моментом

Эксклюзивная статистика! Знакомимся с динамикой продаж малых и средних российских компаний, специализирующихся на розничной торговле одеждой. Наблюдается драматический рост продаж в первом полугодии 2023 года. Но как долго он продлится?

В прошлом году, в июне, я делал прогноз развития российского модного рынка в свете введения санкций и ухода больших зарубежных игроков. Нескромно замечу, что по состоянию на сегодняшнюю дату мои предсказания выглядят весьма точными. Сбылось почти все, что было написано.

Сейчас же я хочу поделиться эксклюзивными данными о том, насколько хорошо в сегодняшние непростые времена чувствуют себя небольшие и средние fashion-ритейлеры. 

Немного вводных:

  • - Анализируются розничные продажи в магазинах (офлайн). Онлайн продажи, оптовые продажи и продажи через маркетплейсы не учитываются.
  • - Данные не LFL (like for like), закрытия и открытия торговых точек влияют на приведенную динамику.
  • - Сравниваем первое полугодие 2023 с первым полугодием 2022 года. Не забываем, что на результаты 1 половины 2022 года существенно повлияло начало СВО.
  • - Данные не претендуют на репрезентативность, выборка - небольшая.
  • - Масштаб деятельности средний и малый (средняя выручка по выборке 30 млн руб/мес), в исследовании присутствуют как импортеры, так и продавцы модной продукции российского производства.

Каковы результаты:

Локальные торговые компании в сегменте "fashion" безусловно можно отнести к бенефициарам санкций. Многие отрасли в России с весны 2022 года крупно "просели", чего не скажешь о российских торговцах одеждой, их продажи заметно увеличились.

средний рост выручки составил 43%, лучший результат +172%, худший +3%.

При этом, сложидась довольно редкая ситуация, когда мы можем фиксировать не только рост продаж в денежном эквиваленте, но и в натуральном выражении:

продажи в штуках увеличились в среднем на 40%, лучший результат +162%, худший -1%.

Чаще я наблюдаю, что продажи в натуральном выражении падают, но это компенсируется ростом среднего чека. В первом полугодии 2023 у многих растет и то и другое.

средний чек также прибавил в весе, в среднем на 5%, наибольший рост +28%, самый слабый результат: -8%.

Российские ритейлеры

Мои выводы:

Конечно, рост выручки двукратный или подобного масштаба стал возможен только у тех компаний, которые решили, воспользовавшись моментом, расширять свою розницу. Бизнесы, не открывавшие новые магазины, довольствовались цифрами роста более скромными, но часто также двузначными, в среднем, порядка 15%.

Основные драйверы роста выручки и объема проданных товаров:

  • - Освободившиеся торговые площади ушедших брендов.
  • - Переток клиентов от компаний, полностью свернувших или приостановивших свою деятельность, рост интереса к локальным брендам.
  • - Развитие внутреннего туризма, сокращение выездного шоппинга.
  • - Адаптация к стрессу, рост потребительской уверенности.
  • - Окончательное восстановление от последствий пандемии.

Но было и определенное давление, которое ограничивало возможности роста выручки небольших компаний:

  • - Активная экспансия крупных федеральных компаний.
  • - Неблагоприятная демографическая ситуация (снижение количества потребителей вследствие миграции, мобилизации и других причин).
  • - Отсутствие роста доходов потребителей.
  • - Периодически возникающие события, вызывающие страх, тревогу и неуверенность в завтрашнем дне у россиян.

Стоит, наверное, отметить, что рост в малом, среднем, да и в любом другом розничном бизнесе из-за сложившихся более-менее благоприятных условий совсем не был гарантирован. Он обеспечивается значительными усилиями, готовностью рисковать и совершенствоваться, умением вести бизнес эффективно.

Увеличение “среднего чека” в первом полугодии 2023 года связано, прежде всего, с удорожанием импорта, логистики, девальвацией рубля, стабильным увеличением операционных затрат, что и приводит к постепенному росту цен на одежду, инфляции. Здесь никаких сюрпризов, такую тенденцию мы наблюдаем много лет подряд.

В дальнейшем мы можем ожидать продолжения похожей динамики, которая со временем, думаю, в горизонте 1-2 лет будет угасать и сойдет на нет. А в обозримом будущем рискует смениться стагнацией, если не произойдет каких-то масштабных перемен в экономике страны.

Stay tuned...

Хотите больше статей про ритейл? Подписывайтесь

Кирилл Волков, директор по маркетингу Premier Retail

Автор:
Кирилл Волков